Научные результаты

Лаборатория междисциплинарных исследований раннего детства была создана в рамках выполнения гранта Правительства РФ "Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития" (№14.Z50.31.0027).

К началу 2015г. было полностью подготовлено и оснащено современным оборудованием помещение лаборатории. Сотрудниками лаборатории были освоены современные методы био-поведенческих исследований: поведенческие методы (изучение когнитивного, социально-эмоционального, языкового, адаптивного развития и исполнительного функционирования), электрофизиологические методы (ЭЭГ исследования), нейрофизиологические (гормональные исследования), биологические методы (работа с биоматериалом - кровью, проведение анализа полногеномных профилей метилирования ДНК). Уникальной особенностью работы лаборатории является использование данных методов исследования применительно к детям младенческого и раннего возраста, воспитывающихся как в семьях, так и в условиях депривации - в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом можно отметить, что во всем мире достаточно ограниченное число научных групп владеют этим уникальным комплексом методов исследования такой особой по возрасту и опыту проживания группы детей.

В рамках проведения научно-исследовательской работы сотрудниками лаборатории было проведено пилотное обследование целевой группы детей, выбраны наиболее адекватные и чувствительные методы изучения функционирования детей, воспитывающихся в различных условиях социально-эмоционального окружения, собраны первичные эмпирические данные о специфике био-поведенческого развития изучаемой группы детей.

К началу 2016 года на основание опыта работы 2014 и 2015 гг расширена методическая база с освоением дополнительных, новых методов био-поведенческого исследования; проведено обследование группы детей, имеющих ранний опыт институционализации и проживающих в замещающих семьях; осуществлен поиск новых направлений дальнейших исследований, обозначены группы детей более старшего возраста и группы взрослых с опытом пребывания в сиротских учреждениях.

В течение 2016 г. лаборатория активно проводила несколько серий обследований.

Во-первых, реализация основной линии исследования была направлена на завершение обследований основной выборки детей из биологических семей, домов ребенка и замещающих семей. В набор используемых методов была включена адаптированная нами с разрешения издательства Pearson, Inc стандартизованная методика оценки развития языка у детей с рождения и до семи лет «Preschool Language Scales – 5» («Языковые Шкалы для Дошкольников 5»; Жукова, Корнилов, Григоренко, 2016, Вопросы Психологии). В психофизиологическую часть исследования была добавлена новая парадигма, направленная на изучение кросс-модальной обработки эмоциональной информации (на основе зрительного анализа эмоциональных состояний лиц и анализа эмоционально-прозодической составляющей голоса). В настоящее время работа лаборатории сконцентрирована на завершении основной серия обследований детей, а также обработке полученных поведенческих, психофизиологических, и эпигенетических данных.

Во-вторых, работа лаборатории также была поддержана новыми грантами для молодых ученых РГНФ и РФФИ (грант РГНФ 16-36-01084, «Психодиагностика познавательного развития в области языка и речи у подростков и взрослых», руководитель С.А.Корнилов; грант РФФИ 16-36-60046, «Психофизиологическое исследование остаточных нарушений познавательного развития у лиц, имевших опыт ранней психосоциальной депривации», руководитель – С.А. Корнилов). В рамках гранта РГНФ была разработана первая комплексная стандартизованная методика оценки развития русского языка и речи у подростков и взрослых АРФА-РУС. Предварительный анализ собранных данных показал превосходные психометрические свойства методического комплекса. В рамках гранта РФФИ были разработаны новые экспериментальные психофизиологические парадигмы для оценки процессов обработки лингвистической и орфографической информации у особой популяции – взрослых с опытом ранней психосоциальной депривации (воспитанников учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей). Полученные предварительные результаты легли в основу кандидатской диссертации М.А. Жуковой «Психологические и психофизиологические особенности языкового развития детей и взрослых с опытом институционализации», успешно прошедшей предзащиту в ноябре 2016 г. Полученные нами данные говорят о наличии статистически значимых групповых различий как в уровнях развития русского языка (в т.ч. навыков правописания), так в паттернах активации головного мозга при обработке лингвистической информации взрослыми с и без опыта ранней психосоциальной депривации.

© Лаборатория
междисциплинарных исследований
раннего детства 2017

8 (812) 328-94-04      ectslab@spbu.ru